Как здоровье ваше, баре господа?
Шею вам не трет ваш галстук иногда?
Мы для вас готовим галстучек другой.
Правда, он не пестрый, но зато тугой!
Шею вам не трет ваш галстук иногда?
Мы для вас готовим галстучек другой.
Правда, он не пестрый, но зато тугой!
/Шандор Петефи, 1848 год/
На юго-западе Буковины, на границе с Румынией расположена Путильщина. Именно здесь в небо вздымаются самые высокие горы края – Пип Иван (1582 метра), Яровыця (1574 метра), Жупаны (1488 метров). В живописной долине, на берегу притока Черемоша реки Путилки лежит поселок Путила, которую раньше называли Путылив. Путильщина – родина известного писателя Юрия Федьковича и повстанца Лукьяна Кобылыци. Вот уже двести лет родная хата последнего стоит в десяти километрах от Путилы, на хуторе Красный Дил (Красний Діл). Кобылыця навсегда вошел в историю Украины как один из, мягко говоря, немногих парламентариев, действительно служивших не богачам, а избравшей их бедноте, отдавших борьбе за справедливость всю свою жизнь без остатка.
За родные пастбища
С 1775 года буковинские крестьяне жили под гнетом Австрийской империи. Помещики изводили их постоянно увеличивающимися феодальными повинностями – панщиной. Государство – разоряло непомерными налогами. В первой половине XIX века многие бедняки пытались подавать жалобы в суды против притесняющих их землевладельцев, но в суде прав лишь богатый. И крестьяне иски свои проигрывали. В 1817 беднота Путылова подала коллективную жалобу императору (или как они его называли, “цісарю”) Францу I Габсбургу на то, что в течение десяти лет налоги выросли в десять раз, а паны издеваются над людьми. Можно с большой уверенностью предположить, в каком именно качестве использовали сотни таких униженных прошений венценосный монарх и все имперские чиновники.
В 1843 году крестьянам Буковины запретили пользоваться лесами и пастбищами. Конечно, можно было бы опять писать жалобы, прошения, надеяться на продажную юстицию. Однако в двадцати двух гуцульских сельских общинах решили – гораздо эффективнее будет не надеяться на жалость богачей и чиновников, а установить справедливость самим. Началось восстание, которое возглавил 31-летний крестьянин-бедняк Лукьян Кобылыця. Иван Франко позже так описывал этого человека: “Його лице добродушне, та при тім поважне, з великими блискучими очима, дуже нагадувало лице Христа, як його звичайно малюють на іконах“. Из освобожденного повстанцами обширного района в Русько-Довгопильском округе были изгнаны помещики и чиновники. Была отменена барщина, захвачены леса и пастбища. Но весной 1844 года регулярные австрийские войска подавили бунт свободолюбивых, но плохо вооруженных горцев. 220 участников были публично избиты палками в Путылове. 14 вожаков, в том числе Иван Галыця, Иосиф Бырлу и сам Кобылыця, были арестованы жандармами и оказались в сырых казематах Черновицкой тюрьмы.
Тюрьма – рейхстаг – восстание
Cпустя несколько лет по всей Европе пронеслась волна буржуазных революций, по мере сил ломавших и расшатывавших остатки феодальных порядков. В 1848 году революционный ветер обрушился и на Австрию. В марте вспыхивают восстания в Вене и Будапеште, в июне против Габсбургской монархии поднимается Прага. В Венгрии возникает самостоятельное правительство. В июле в столице империи созывается парламент – рейхстаг. Большинство депутатов его были помещиками и богачами. Однако туда попали и отдельные депутаты, представлявшие интересы крестьянства. В том числе, и от сельских округов Буковины. А кого могла избрать своим депутатом гуцульская беднота, как не человека, авторитет которого вздымался повыше Говерлы? Только Лукьяна Кобылыцю. Сколько их было в истории – первоначально радикальных и пламенных, попавших на популярности в депутаты, а затем быстро скурвившихся и продавшихся за сребреники? Лукьяна нет в этом списке предателей. В Вене с трибуны рейхстага он выступает против имперских властей, за отмену крепостного права и передачу земли крестьянам. Однако 7 сентября большинством голосов имперский парламент постановляет отменить панщину лишь за колоссальный для бедноты выкуп. Кстати, позднее, в 1851 году за отмену повинностей помещики получили от правительства еще и значительную сумму пятипроцентными облигациями.
Кобылыця возвращается на Буковину. Статус депутата позволил ему легально созывать массовые собрания и митинги, на которых он призывал не платить выкуп, а требовать вернуть леса, полонины и горы бедноте. Самым массовым было собрание 2600 крестьян 16 ноября в Выжнице. Выступление на нем Лукьяна стало сигналом к восстанию, охватившему горные села Выжницкого и Сторожинецкого округов. Кобылыця организовывает вооруженный отряд, боровшийся против помещиков и монархии. Как гласит легенда, в отряде было “тридцять пушкарів і триста гуцулів, озброєних крісами, бартками та пістолями”, то есть, ружьями, топориками и пистолетами.
Цісар сидить на стільчику та в картах ся грає,
А ті гори буковинські нехай пропадають!
Нехай пропадають, нехай погибають!
Коби таки вигиб увесь руський рід!
Так німці си нишком у Відні гадають
Та риють великий, великий нам гріб.
Копайте, панове! Копайте, здорові!
Хто яму копає, собі їй копає.
Не тому могила, кому їй зробили,
А тому, кого в ню відтак поховають.
А ми підем з топірцями в зелену діброву,
Та витешем домовину велику, кедрову,
Та пішлемо до цісаря в німецьку столицю…
/Юрий Федькович. “Лук`ян Кобилиця”/
Собрав продовольствие для венгерских революционных войск, отряд Кобылицы попытался пробиться на помощь венгерским революционерам. Еще в конце октября 1848-го правительственные каратели разгромили воооруженное восстание рабочих и студентов в Вене, перебив пять тысяч человек. А к августу 1849 года и Венгерская революция была раздавлена войсками Австрийской и пришедшей ей на помощь крепостнической Российской империй. В 1850 году власти разбили и отряд Кобылыци. Лукьян был арестован и, после месяца тюрьмы, сослан. 24 октября 1851 года Кобылыця умер, оставив сиротами пять детей.
Тільки Піп Іван(Чорна Гора) 2048здається.
ВідповістиВидалитице передрук з Рабочего действия
ВідповістиВидалити